Правополушарное рисование — как научиться рисовать шедевры любому не художнику

Техника правополушарного или интуитивного рисования открыта американским доктором наук и преподавателем искусства - Бетси Эдвардс в 1976 году. В нашей стране способ рисования в П-режиме появился в начале 2000-х годов и сейчас уже рекомендуется как арт-терапия для восстановления мозговых функций и арт-тренинг для развития креативного и бизнес-мышления...
Правополушарное рисование букет.

Здравствуйте, дорогие блог- Путешественники!

А Вы знали, что стресс блокирует работу наших мозговых центров, которые отвечают за творчество и продуктивные размышления? Знали, что мы не способны эффективно мыслить, действовать и принимать нужные решения, когда неактивированы (или просто неразвиты) творческие процессы в нашей голове? Правополушарное рисование оживляет наше творческое начало, развивает его, превращая нас в креативных мыслителей, не знающих границ возможного!

Правополушарное или интуитивное рисование или даже арт-терапия, я бы сказала арт-возрождение — все это суть метода, который помогает создать новые нейронные связи между плушариями мозга — левым (больше логическим) и правым (больше творческим). Чем больше этих самых нейросвязей, тем больше возможностей бытия человек воспроизводит в своей жизни. Богатство ума здесь полностью отражается в богатсте бытия!

В заметке расскажу о своем опыте правополушарного рисования, своих ощущениях, изменениях, как это отражается на моей реальности, что нужно для того, чтобы заняться рисованием самостоятельно и вообще стоит ли начинать. Все в нашу жизнь приходит вовремя — наша задача и заметить это вовремя, а не проходить мимо…

Правополушарное рисование или П-режим — что это такое

Впервые с этим понятием я столкнулась на тренингах личностного развития. Один из дней в тренинге был посвящен именно этому виду рисования, который меня вначале обескураживал и вводил в ступор. Мы практиковали несколько техник рисования в П-режиме, который подавлял логическое мышление и пробуждал творческие центры мозга.

Изначально в методе, который нам предложил Стив Лестер (ученик Бетти Эдвардс) много рисовательных техник, и суть их сводится к тому, чтобы привести в замешательство и на время «выключить» Л-режим мозга, который отвечает за логику и формирование алгоритмов мышления. А затем отдаться полностью созидательному творческому процессу через уникальные техники с простым карандашом в руке.

Техники П-режимного рисования

С занятий Стива Лестера запомнились несколько методов.

Первый — нам дали задание, в процессе выполнения которого мы должны были прочувствовать конфликт логики и креатива. Рисование симметричного рисунка «Ваза лица» дает возможность «раздвоить» наш взгляд и видеть одновременно обоими полушариями.

Второй — это рисование верх ногами, вернее срисовывание с готовой картинки, перевернутой на 180 градусов. Мозг и впрямь сначала встал в ступор, но рука моя, привыкшая с детства срисовывать поздравительные открытки, не стала ждать, пока мозг выключит логику и начала уже рисовать линии. Получилось довольно неплохо.

Молодой человек, который рядом со мной пытался делать то же самое (в настоящем он банкир), справлялся с большими затруднениями, подолгу медитируя над изначальной картинкой и синхронизируя этот метод с теми примитивными навыками рисования, которые у него имелись до этого момента.

Следующая техника была посложнее. Нам предложили взять свои ключи, положить их на белый лист и срисовать их совершенно невообразимым способом — рисовать пространство между ключами, а не сами ключи! Теперь и мой мозг ненадолго отключился, я пыталась, как нам и советовали для начала, ВИДЕТЬ только пространство между ключами и затем начинать именно его рисовать. Эта техника далась мне не так легко, но я справилась.

 
Техники Бетти Эдвардс

Техника срисовывания своей собственной руки, всех линий на ней направлена на то, чтобы отключить Л-режим и рисовать не свою руку, а лишь то, что видишь, просто сплетения линий, складок — получается очень витиевато, но цель достигается — меняется восприятие, мы начинаем видеть глазами настоящего художника.

Честно признаюсь — тогда меня никак не затронула эта техника рисования. Показалась даже сложной где-то, мне она тогда была и не нужна. Я проходила тренинги, жила очень насыщенной жизнью, развивалась во все стороны, как говорится, жила «на гребне волны».

Все эти методы описаны у Бетси Эдвардс — американского психолога и исследователя. Открытие ею было сделано в 70-х годах прошлого столетия. Почему именно в нашей с Вами реальности так сильно люди нуждаются в простом ярком рисунке, который они могут сами нарисовать? Как Вы думаете?

Зачем нужно правополушарное рисование

А нужно ли вообще правополушарное рисование?  И чем оно отличается от интуитивного рисования и арт-терапии?

Лично мой, уже современный, интерес к правополушарному рисованию проявился через нейрографику — технику работы с нашими нейрополями через линии и ОЧЕНЬ ЯРКИЕ краски. Это уже был не простой карандаш, а цвета радуги, от насыщенности которых дух захватывает! Я незаметно для себя наполнила свое бытие цветом и мой жизненный тонус как-то перестал проседать на протяжении вот уже нескольких месяцев.

А вы же знаете, что если сознание попало в поток жизненной насыщенной энергии, то начинаешь замечать вещи, которые усиливают этот поток. Так я и заметила уроки интуитивного рисования. Попробовала  — и пришла в полный восторг!

Интуитивное рисование — это тотальное снятие стресса, это создавание творческого потока, это способ конвертирования накопившейся энергии в креатив, а также в решения сложных задач, это возможность разрешения межличностных конфликтов.

Интуитивное рисование — рисование без правил, но с внутренним пониманием простейших основ и навыков, описанных ниже. На сегодня название «интуитивное рисование» больше подходит к тем рисункам, которые называют «правополушарным рисованием». Ведь, с научной точки зрения, деление мозга на функционалы полушарий необосновано, оно условное и не соответствует действительности.

Арт-терапия (изотерапия), в отличие от интуитивного/рисования в П-режиме, изначально целенапрвлена на работу с поврежденной психикой человека. Здесь нет цели развивать творчество, скорее арт-терапии позволяет понять эмоциональное состояние рисующего. Терапия искусством положительно влияет на психику, восстанавливая психологические  функции мозга после тяжелых травматических ситуаций.

Логика и алгоритмическое мышление не умеет рисовать образы

Наше рациональное мышление привыкло при рисовании называть те части рисунка, которые рука прорисовывает.  Для рационального рисования нужны правила, оси, соблюдение пропорций и тд. Этому учатся долго и мозг запоминает логику рисования, алгоритмы рисования.

Мы все в детстве рисовали. Это было нашей потребностью бессловесного выражения чувств и эмоций. В детстве мы не понимали границы пространства и рисовали на обоях, на полу в квартире, на своем теле и одежде. Со временем мы научились выражать свои мысли и чувства словами, которые заполнили все наше бытие. И мы уяснили границы, которых надо придерживаться.

Слова заполнили все пространство вместе с логикой, а творчески-созидательный наш центр уснул навечно (условно говоря). Наши мечты также уснули, как  и наше воображение. Иногда мы скучаем по себе — яркому творцу и прибегаем к быстродействующим препаратам, чтобы выпустить на волю наше творческое — и мы наслаждаемся, часто не зная что делать с выпущенным на свободу безбашенным креативом — иные только так и творят что-то особенное и вечное. Вы не согласны?

Как разбудить свое креативное творчество

Для того, чтобы научить взрослого человека рисовать, уверенного в том, что он совсем не может рисовать, нужно всего лишь отключить его рациональное. Нужно создать так называемый ментальный паралич, при котором рациональное не знает как называть части, которые он видит перед собой, рисуя.

К примеру, если рисовать картинку вверх ногами (например деревья), то произойдет ментальный переход от рационального к творческому. Вербальное восприятие отключается, оно беспомощно, оно не понимает какие давать названия тем частям, которые собирается рисовать. Оно отключается и включается внимание визуализации. Мы просто рисуем то, что видим, безо всякой оценки правильности пропорций, света и тени, правильного деления пространства.

Правополушарное рисование требует 5 фундаментальных навыков, которые в процессе учебы и тренировок сливается в один комплексный навык. Это как вождение автомобиля состоит из нескольких отдельных поначалу навыков — включение зажигания, переключение скорости, управление педалями и тп. Затем, с опытом отдельные навыки превращаются в один навык вождение автомобилем.

В рисовании также необходимо понимание основных навыков:

  1. Восприятие краев или навык линейного/контурного рисования.
  2. Восприятие пространств, называемые негативными пространствами.
  3. Восприятие углов/соотношений и пропорций — перспективы и пропорций.
  4. Восприятие цвета — солнца и тени, светотени.
  5. Восприятие целостности образа, гештальта предметности вещей, индивидуальности вещи или человека.

Правое полушарие мозга так же оценивает и видит мир, как и левое, только с большим отличием. Правое полушарие не делит мир на части, давая каждому названия, оно не видит границ, ограничений. И задача рисовальщика -выйти за эти границы,

Правое полушарие работает только на процесс, а не на результат — на выражение себя, своих чувств, эмоций, это выплескивание на бумагу, а не создавание отдельной идеи.

Практика и мои впечатления

Записавшись на 4-х дневный курс Макса Манькова, я ждала его с приятным предвкушением какого-то праздника. Подключила к подготовке своих девчонок.

Нам понадобились следующие рисовальные принадлежности:

— Бумага формата А3, это формат двух альбомных листов (удобнее всего, есть где размахнуться);

— Гуашь обычная в баночках — чем больше в наборе цветов, тем лучше;

— Кисти-щетки, можно синтетику, большую, среднюю и тонкую;

— Губку обычную, которая для мытья посуды;

— Планшет для рисования или стол (мне на столе неудобно), подойдет любая твердая поверхность формата рабочего листа (на котором собираетесь рисовать);

— Пачка влажных салфеток.

Эти 4 дня рисовального марафона взбудоражили мое сознание неимоверно и особенно мое творческо-созидательное нечто, которое долго сидело без дела внутри меня.

Я обалдела, когда на чистых листах через 20-40 минут из-под моей кисти появлялись мои собственные первые «шедевры».  Я смотрела и не верила, что это я нарисовала.

Каждый день мы рисовали по 2-3 картины (кроме 3-го дня) без всякого предварительного прорисовывания карандашом. Сразу красками! Начинали с фона. Вы бы видели комнату нашу после занятий — руки и все открытые участки тела были в краске даже у меня, как это получилось, не знаю. Но теперь я не сержусь, видя свою старшую дочь (рисовальщицу) перемазанную красками с головы до ног. И получились неплохие вещи — некоторые мы сразу раздарили, вставив в рамки с оргстеклом.

После занятий правополушарным рисованием мое восприятие окружающей красоты изменилось. Я теперь приблизительно понимаю как видят окружающий мир художники. Кстати многие профи художественного ремесла утверждают, что техника интуитивного рисования совпадает с техниками академического рисования, просто преподнесена более популярным языком. Даже не буду спорить!

Но это же такая великолепная возможность почувствовать себя немножко настоящим художником — выразить в ярких красках свое настроение, эмоции, возможно, у нас тогда получается смешение таких направлений как примитивизм (наивное искусство) с постимпрессионизмом.

Прямо сейчас возьмите лист бумаги (А4), гуашь и нарисуйте простую картинку, повторяя за движениями Макса в ролике. Попробуйте!

Первый рисунок пошагово

В течение 4-х дней мы рисовали правополушарные пейзажи. Рисунки становились все сложнее. После марафона были презентованы еще два рисунка, один из которых маслом. Во время рисования ловишь себя на мысли, что у тебя не получается как у маэстро и вообще это не рисунок, а непонятные маляки-каляки. Но в конце — неизменно наслаждаешься своим живым ярким шедевром и хочется еще и еще.

Постепенно в голове укладываются техники и приемы бесподобного П-режимного рисования и хочется рисовать самостоятельно. У меня есть большое желание иллюстрировать свои, например, сказки именно в этой технике.

Важные выводы про интуитивное рисование

— Техника правополушарного рисования ни в коем случае не претендует на метод создания подлинных произведений искусства. Это скорее относится к методу снятия рисовательных блоков и раскрытию творческого потенциала человека вместе с ростом уверенности в том, что он тоже немножко Творец.

— Профессиональные художники косо смотрят на подобные техники рисования, чувствуя подвох и искаженность классического преподавания рисунка. Ведь правда, что в художках нельзя тупо срисовывать, нельзя рисовать объект вверх тормашками, нельзя использовать черную краску в чистом виде, нельзя выходить за рамки пространства, нельзя макать пальцами в краску и рисовать ими, и много чего еще нельзя и столько же обязательно, но не для правополушарки!

— После повторения некоторых шаблонных рисунков в правополушарном рисовании, формируется навык видеть объекты «другим взглядом» и воспроизводить их на бумаге красками. Этот навык вдохновляет, потому что БЕЗ КРАСОК ЖИЗНЬ ОЧЕНЬ ПРЕСНАЯ!

Рисуйте на здоровье, Друзья, и делитесь статьей, если пришлась по душе, в своих социальных аккаунтах!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 10
  1. АрбаЛет

    Довольных, измазюканых детей, я увидел, а хотел Вас. Лежащую на животе в жёлтой краске и болтающую разноцветными икрами в воздухе.

    1. Фед Меншагина

      Какая живая картинка:) Перехожу к работе маслом, очень страшно, но краски куплены с лопаткой специальной — надо сбывать правополушарную мечту:) Когда Вас читать будем, Андрей? лето кончилось — выходите уже на бложек погулять:)

  2. Елена

    Очень интересная статья, и удивительная техника рисования! Обязательно попробую!

    1. Фед Меншагина

      Елена, согласна — техника потрясающая и подходит абсолютно всем! Пробовать лучше, включив любой ролик по правополушарному и лучше сразу красками — карандашные рисунки так не впечатляют, как нарисованные красками:)

  3. Анна

    Какая необычная, интересная техника рисования, не знала о такой. Из статьи узнала для себя много нового, поняла почему в детстве так любила рисовать.

    Направление в изобразительном искусстве Авангард мне кажется похоже чем-то. В нем тоже работы отходят от правил и реальности.

    Не знала что рисование можно использовать как терапию, попробую, спасибо!

    ( Автор блога annlova.ru )

    1. Фед Меншагина

      Рисование в любом стиле невероятно полезно, это почти единственная возможность в наше время «выговориться» нашему подсознанию:) Рисуйте обязательно, Анна! Спасибо за коммент, непременно зайду в гости:)

      1. Анна

        Фед Меншагина, спасибо!

        Желаю благополучного развития Вашего блога и крепкого здоровья Вам и всем Вашим родственникам.

        1. Фед Меншагина

          После месяца правополушарных рисовалок внутри появилось чувство, что Я УМЕЮ РИСОВАТЬ и это дает непередаваемое чувство — я смотрю на мир вокруг другими глазами, в которых кисть и краски, примеряющиеся к тому, как бы перенести вот эти красивые цветы или причудливо выстроенные облака на бумагу и так это в дохновляет новой энергией, которой хватит не только на изучение китайского, но и на понимание основ сео-продвижения и много чего еще! Анна, спасибо, за теплые слова!

  4. Александр Утышев

    Попробую провести эксперимент, когда буду обрабатывать и кадрировать свои фотографии. Переверну снимок на 180 градусов, а потом начну прорисовку и обработку.

    1. Фед Меншагина

      Профессиональные художники говорят, что тоже пользуются этим приемом, особенно когда нужно проверить прорисовку теней от предметов, деревьев, гор — в обычном положении их зачастую можно упустить из виду.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: